рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Шпоры по психологии

рефераты

Шпоры по психологии

|24. Направленность. – психическое свойство |7.Отечественная психология 1918-1930г.г. |

|человека, в котором выражаются ее основные |После революции первые годы отечественная|

|потребности, мотивы, цели и установки. |психология продолжала развиваться во |

|Компоненты направленности: |взаимодействии с мировой. Растет интерес |

|Мировоззрение (точка зрения) |к социально-психологическим проблемам, |

|Цель - наиболее значимые предметы, явления и |проблемам личности. Возникают новые |

|объекты, достижение и обладание, которыми |направления. В области психологии труда |

|составляет существо его жизни и деятельности.|– психотехника, в области психологии |

| |обучения – педология, общей психологии – |

|Потребности – на основе которых он ставит |реактология. |

|цель(Нужда в чем-либо). Бывают материальные |Однако в советское время произошла |

|(пища, отдых, условия жизни) и духовные |абсолютизация физиологической идеи. |

|(связаны с жизнью человека в обществе) |Согласно официальной установке, только |

|Мотивы - это те внутренние силы, которые |таким путем могло быть достигнуто истинно|

|связаны с потребностями человека и |научное психологическое знание, что |

|побуждающие его к определенным действиям, с |только так будут, обеспечены передовые |

|целью удовлетворения потребностей. |позиции советской психологии. Претворение|

|Установка - содержит в себе цель и |в жизнь официальной установки потребовало|

|соответственную настройку психических |активного применения жестких |

|процессов или личности в целом на |административных мер. |

|осуществление той или иной деятельности. |1946-1985 К концу 50-х началу 60-х годов |

|18. Речь- психический познавательный процесс-|сложилась ситуация, когда психологии была|

|это процесс индивидуального использования |отведена роль раздела в физиологии высшей|

|языка в целях общения с другими людьми. |нервной деятельности и комплекса |

|Функции: |психологических знаний в |

|Выражение-(благодаря речи может полнее |марксистско-ленинской философии. |

|передавать свои чувства, переживания, |Фактически это означало отрицании |

|отношения) выразительность речи и ее |психологии как самостоятельной науки. |

|эмоциональность значительно расширяют ее |Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев,|

|возможности |Лурия, Мясищев. В советский период |

|воздействие (побуждение к действию) |отечественными учеными было выработано |

|обозначение () способы человека посредством |определение психологии как науки о |

|речи давать предметам и явлениям присущие |психике, закономерностях ее проявления и |

|только им названия |развития. Определение психики опиралось |

|сообщение – обмен мыслями между людьми |на положения марксистской философии. |

|посредством слов, фраз и предложений. | |

|Виды речи: | |

|внешняя речь – практически осуществляемый | |

|обмен мыслями между людьми в процессе общения| |

| | |

|устная (произнесение вслух) | |

|монологическая | |

|диалог | |

|писменная | |

|внутренняя –не выполняет ф-ций общения, а | |

|лишь обслуживает процесс мышления | |

|активная- речь говорящего/пишущего | |

|пассивная - слушающего | |

|21. Характер - психологическое свойство |20. Темперамент- это психическое свойство|

|личности опреднл. Линию поведения и поступки |личности характеризующее динамику |

|человека и выраж. В его отношении к |протекания психических процессов. Высшая |

|окружающему миру, деятельности, дрдругим |нервная деятельность характеризуется |

|людям и самому себе. |различным соотношением двух основных |

|Виды характера: |процессов – возбуждения и торможения. |

|по отношению к окружающему миру: |Нервные процессы характеризуются силой, |

|Убежденный |уравновешенностью и подвижностью. Сила |

|Беспринципный |нервных процессов характеризует нервную |

|По отношению к деятельности |систему человека с точки зрения |

|Деятельный, |способности выдерживать влияние |

|Бездеятельный |раздражителей. Уравновешенность н. п. |

|По отношению к людям |Указывает на соотношение н. п. |

|Общительный |возбуждения и торможения. Подвижность |

|Замкнутый |определяется способностью к быстрой смене|

|По отношению к самому себе |процессов возб. И торм. |

|Альтруистический |Свойства: Сензитивность- |

|Эгоистичный |чувствительность, Реактивность- |

|1. Характер человека формируется довольно |непроизвольная реакция, Активность- |

|рано в онтогенезе и на протяжении остальной |энергичность в преодолении, Темп реакции-|

|его жизни проявляет себя как более или менее |скорость протекания рекаций и процессов, |

|устойчивый. |Пластичность – приспособление, Регидность|

|2. Те сочетания личностных черт, которые |– противопол пласт, |

|входят в характер человека, не являются |Экстраверсия-интроверсия –в данный момент|

|случайными. Они образуют четко различимые |– прошлое и будущее |

|типы, позволяющие выявлять и строить |Сангвиник: |

|типологию характеров. |Пониж сензитивность |

|3. Большая часть людей в соответствии с этой |Высокая реактивность |

|типологией может быть разделена на группы. |Высокая активность |

|Типология характеров, предложенная немецким |Уравновешенность |

|ученым К. Леонгардом: гипертимный, дистимный,|Пластичность |

|циклоидный, возбудимый, застревающий, |Экстравертированность |

|педантичный, тревожный, эмотивный, |Ускоренный темп реакции |

|демонстративный, экзальтированный, |Холерик |

|экстравертированный, интровертированный. |Пониженная сензитивность |

| |Высокая реактивность |

| |Ввысокая активность |

| |Ускоренный темп реакции |

| |Регидность |

| |Экстраверт |

| |Повышенная эмоциональная возбудимость |

| |Флегматик |

| |Пониженная сензитивность |

| |Низкая реактивность |

| |Высокая активность |

| |Регидность |

| |Интроверт |

| |Пониженная эмоциональная возбудимость |

| |Замедленный темп реакций |

| |Меланхолик: |

| |Повышенная сензитивность |

| |Невысокая реактивность и активность |

| |Регидность |

| |Интроверт |

| |Повышенная возбудимость |

| |Замедленный темп реакции |

| |Депрессивный характер эмоций |

|22.Воля относится к психическим процессам и |15. Память - это процесс запечатления , |

|выражает способность человека сознательно |сохранения и последующего воспроизведения|

|управлять своим поведением и мобилизовать |человеком своего опыта. Процессы памяти: |

|свои силы на достижение постановленной цели. |запоминание, сохранение, забывание, |

|Воля проявляется в практической деятельности |воспроизведение. |

|человека в форме волевых действий. |Виды памяти: |

|Компоненты волевого действия: |Образная память ( зрительная, звуковая, |

|Сознательность |осязательная, обонятельная, вкусовая) |

|Наличие цели |Двигательная (память на единичное |

|Наличие трудностей |движение и комплексное движение) |

|Мобилизация сил |Словесно - логическая (смысл изложенного,|

|23. Эмоции – это непосредственно форма |логику, соотношение между элементами |

|выражения чувств (одна из форм отражения |полученной информации) |

|объективного мира в сознании человека, это |Эмоциональная (память на переживания) |

|переживание человеком своего отношения ко |Кратковременная, оперативная, |

|всему тому, что он делает, познает и к тому, |долговременная |

|что его окружает). | |

|По влиянию на деятельность: | |

|Стенические (активные) |16.Мышление. – это процесс отражения |

|Астенические (понижающие активность) |существенных связей и отношений, |

|По форме протекания: |предметов и явлений. Мыслительные |

|Настроение (слабо выраженное эмоциональное |операции: анализ (разложение) – синтез |

|проявление, отличающееся значительной |(восстановление целого); сравнение |

|длительностью и слабым осознанием причин и |(сопоставление); абстрагирование |

|факторов их вызывающих) |(мысленное отвлечение); обобщение ( |

|Аффекты (переживание большой силы с коротким |объединение по признаку). |

|периодом протекания характеризуются |Формы мышления: |

|значительным изменением в сознании, |Понятие-это отражение в сознании человека|

|нарушением волевого контроля) |общих и существенных свойств предмета или|

|Страсть (сильное, глубокое, длительное и |явления. |

|устойчивое переживание с ярковыраженой |Суждение – это основная форма мышления в |

|направленностью на достижение цели) |процессе которой утверждается или |

|По сложности и содержанию: |отрицается связи между предметами или |

|Простые (низшие)-голод |явлениями. |

|Сложные (высшие) – морально – политические, |Умозаключение- это выведение из одного |

|любовь. Недоумение, значительность, ясность |или нескольких суждений нового суждения. |

|мысли. | |

|Эстетические- возникают в связи с |Виды мышления: |

|удовлетворением или неудовлетворением |Наглядно - деятельностное- мышление, |

|эстетических потребностей. |непосредственно включенное в |

| |деятельность, непосредственное восприятие|

| |и практическое осуществление |

| |причинно-следственных связей. |

| |Образное- осуществляется на основе |

| |образов предметов и явлений принадлежащих|

| |опыту человека. |

| |Отвлеченное совершается на основе |

| |отвлеченных понятий, которые не могут |

| |быть представлены образно. |

| |Способы мышления: |

| |Индукция - от единичных фактов к общему |

| |выводу |

| |Дедукция – от общего суждения к частному.|

|19. Способности – это совокупные психические |12. Восприятие- представляет собой |

|особенности человека, которые позволяют ему |совокупность процессов, посредством |

|усиленно заниматься и овладевать одним или |которх формируется идеальная модель |

|несколькими видами деятельности. Основу |(субъективный образ) объективно |

|способностей составляют задатки. |существующей реальной действительности. |

|Способности бывают общие (к выполнению |Процессы восприятия: |

|жизнедеятельности вообще) и специальные |Количественная трансформация сигнала |

|(возможность развития отдельных психических |вспомогательными структурами |

|процессов или свойств личности или |Рецепция |

|конкретного вида деятельности). |Кодирование информации о свойствах |

|Совокупность общих и специальных способностей|(параметрах) раздражителя |

|конкретного человека составляют его |Передача этой информации по структурам |

|одаренность. Одаренность обуславливает |анализатора с параллельной |

|особенности усиленной деятельности человека в|аналитико-синтетической обработкой |

|определенной области и выделяться из тех лиц,|Развитие ощущения |

|кто выполняет то же на тех же условиях. |Формирование образа |

|Следующая ступень – талант – это высокая |Опознание образа |

|степень одаренности, реализованная человеком |Виды восприятия: |

|в определенной области. |В соответствии с анализатором |

|Высшая ступень одаренности, выраженная в |различают: зрительное, слуховое, |

|выдающихся результатах, достигнутых |осязательное, кинестетическое, |

|одновременно в ряде областей деятельности, |обонятельное и вкусовое восприятие. |

|называется гениальностью. |По формам существования материи: |

|По уровню развития: |Восприятие пространства – восприятие |

|Репродуктивные – умение человека овладевать |формы, величины, объёма объектов, |

|знаниями и осуществлять деятельность на |расстояния между ними, их взаимного |

|основе этих знаний. |расположения, удалённости и направления, |

|Творческие – обеспечивает способы человека |в котором они находятся. Восприятие |

|открывать новое, оригинальное и т.д. |времени – отражение объективной |

| |длительности, скорости и |

| |последовательности явлений. Восприятие |

| |движения – это отражение во времени |

| |изменений положения объектов или самого |

| |наблюдателя в пространстве. |

| |Основным отличием восприятия от ощущения |

| |является предметность осознания всего, |

| |что воздействует на нас, т.е. отображение|

| |объекта реального мира в совокупности |

| |всех его свойств, целостное отображение |

| |предмета. Отличием восприятий от |

| |ощущений обеспечивается качественно новым|

| |характером отражения человеком окружающей|

| |действительности, реализующимися через |

| |конкретные их свойства. По сравнению |

| |с ощущениями, восприятие является высшей |

| |формой аналитико-синтетической |

| |деятельности мозга. Без анализа |

| |невозможно осмысленное восприятие. Именно|

| |анализ обеспечивает выделение объекта |

| |восприятия, на основе которого |

| |осуществляется синтез всех свойств |

| |объекта в целостный образ. |

| | |

| | |

|11. Ощущения - это отражение в сознании |13.Внимание - способность человека |

|человека отдельных свойств и качеств |сконцентрировать свои «познавательные |

|предметов и явлений, непосредственно |процессы» да одном объекте с целью его |

|воздействующих на его органы чувств – те |изучения (познания). Внимание - |

|механизмы, с помощью которых информация об |сосредоточенность и направленность |

|окружающей нас среде поступает в кору г.м.; |психической деятельности на определенный |

|с помощью ощущения отражаются основные |объект. |

|внешние признаки предметов и явлений и |Основные свойства: |

|состояние внутренних органов (мышечн. ощущ.,|Устойчивость – способность в течение |

|боль и др.) |длительного времени сохранять состояние |

|По модальности выделяют 5 видов ощущений: |внимания на каком – либо объекте. |

|Обоняние Осязание Вкус Зрение Слух |Сосредоточенность – способность |

|Интероцептивные – внутренние ощущения. |сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ |

|Проприоцептивные – положение тела в |объекте при этом отвлечении от других. |

|пространстве. |Переключаемость – перевод с одного |

|Экстрацептивные – внешние ощущения. |объекта на другой, с одного вида |

|Интероцептивные – наиболее элементарная |деятельности на иной. |

|группа ощущений, наиболее осознаваемая и |Распределение – способность |

|наиболее диффузная. Сохраняет свою близость |рассредоточить внимание на значительном |

|к эмоциональным состояниям. |пространстве, параллельно выполняя |

|Проприоцептивные – регулируют движения. |несколько видов деятельности. |

|Экстрацептивные делятся на контактные и |Объем – размер информации, которую |

|дистантные |человек способен сохранять в сфере |

|Общие свойства ощущений |повышенного. |

|Качество – основная особенность данного |Внимание: |

|ощущения, отличает его от других видов и |непроизвольное (пассивное) |

|вирирующая в пределах данного вида ощущения.|произвольное (активное), когда выбор |

|Качественное многообразие ощущений отражает |объекта внимания производится |

|многообразие форм движения материй. |сознательно, преднамеренно. |

|Интенсивность – является количественной | |

|характеристикой ощущений и определяют силой | |

|действующего раздражителя и функциональным | |

|состоянием рецептора. | |

|Длительность ощущения. Это есть его | |

|временная характеристика, определяется | |

|функциональным состоянием органа чувств но | |

|главным образом действием раздражителя. | |

|Минимальная величина раздражителя, при | |

|которой впервые возникает ощущение, | |

|называется абсолютным порогом ощущения. | |

|Величина абсолютного порога характеризует | |

|абсолютную чувствительность органов чувств. | |

|Чем слабее раздражители, вызывающие | |

|ощущение, тем меньше величина абсолютного | |

|порога, тем выше способность органов чувств | |

|реагировать на эти воздействия. | |

|Различные анализаторы обладают различной | |

|чувствительностью. У человека больше всего | |

|чувствителен зрительный и слуховой | |

|анализатор. | |

|Верхним абсолютным порогом называют | |

|максимальную силу раздражителя, при которой | |

|еще возникает адекватное действующему | |

|раздражителю ощущение. | |

|Величина абсолютного порога изменяется от | |

|ряда условий: | |

|– характер деятельности человека | |

|- функциональное состояние рецептора | |

|- сила и длительность действия раздражителя | |

|От абсолютной чувствительности надо отличать| |

|относительную или разностную | |

|чувствительность – чувствительность к | |

|изменению раздражителя. | |

| | |

|16.Воображение - психическая деятельность, |1. Общая психология – наука о душе |

|состоящая в создании представлений и |(психе-«душа», логос-«наука»). Изучение, |

|мысленных ситуаций, никогда в целом не |объяснение души является первым этапом в |

|воспринимавшихся человеком в |становлении предмета психологии. Итак, |

|действительности. |впервые психология определилась как наука|

|Воображение: |о душе. |

|воссоздающее |В дословном значении психология это – |

|творческое |знания о психике, наука изучающая ее. |

|Виды: |Психика – это свойство высоко |

|Активное - возникает по собственному |организованной материи, субъективное |

|желанию, усилием воли. |отражение объективного мира, необходимое |

|Пассивное - возникает у человека спонтанно, |человеку или животному для активной |

|помимо воли и желания. |деятельности в нем и управлении своим |

|Продуктивное - действительность сознательно |поведением. Сознание – это высшая форма |

|конструируется человеком (но при этом в |психики, необходимая для организации |

|образе она творчески преобразуется) |общественной и индивидуальной жизни |

|Репродуктивное - воспроизвести реальность в |людей, для их совместной трудовой |

|том виде, в каком она есть (элементы |деятельности. Здесь психология |

|фантазии) |проявляется как совокупность типичных для|

|14. Представление - образ ранее воспринятого|человека или группы людей, способов |

|предмета или явления (представление памяти, |поведения, общения, познание окружающего |

|воспоминание), а также образ, созданный |мира, убеждение и предпочтение черт |

|продуктивным воображением. |характера. Например, психология студента,|

|Представление разделяют |женская психология. Общей задачей |

|по функционированию ведущего органа чувств: |психологии является изучение психики |

|зрительные |человека (и животных) и его психологии. |

|двигательные |методы психологии – Сравнительный, |

|и др. |Эмпирические, экспериментальный, |

|по содержанию: |психодиагностический методы, |

|технические |биогрофический, психокоррекционные |

|топографические |методы, Метод групповой дискуссии, методы|

|музыкальные |обработки даннных. |

|и др. | |



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»