рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Формы государственного регулирования экономики

рефераты

Формы государственного регулирования экономики

Министерство Образования Российской Федерации.

Костромской Государственный Технологический

Университет.

Кафедра экономической теории.

Курсовая работа.

по государственному регулированию экономики.

Тема:

Формы государственного регулирования

экономики.

Заочный факультет

Специальность:0610

Шифр 00-ЗУ-

220

4 курс

Выполнил:

Догадкина

С.А.

Проверил:

Леонтьева

Л.И.

Кострома 2004.

ПЛАН.

стр.

Введение.

2-3

1. Необходимость государственного регулирования экономики. 4-8

2. Инструменты государственного регулирования экономики. 9-10

2.1. Государственное экономическое

прогнозирование.

11

2.2. Государственное экономическое

программирование.

12-13

2.3. Бюджетно – налоговая система.

14-16

2.4. Денежно – кредитная политика.

17-20

3. Объекты и цели государственного регулирования экономики. 21-23

4. Экономические функции государства.

24-27

Заключение.

28-29

Приложение.

30-33

Список литературы.

34-35

Введение.

В обеспечении нормативного функционирования любой современной

экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на

протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания

порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло

определённые функции в сфере экономики. Государственное регулирование

экономики имеет долгую историю даже в период раннего капитализма в Европе

существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и

услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях

любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с

различной степенью государственного вмешательства в экономику. [15, 37]

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и

рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного

вмешательства, осуществляет широкий спектр мнений и подходов – от полного

государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако

необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не

подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе

«Кейнсианской революции» которая совершила переворот в классических

воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления

экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не

снимал с национальных правительств ответственности за экономическое

положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики

имеет важное значение для экономического и социального развития страны.[13,

120]. При этом, осуществляя регулирование экономики , государство

использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких

как бюджет, налоги, кредитно – денежная политика, экономическое

законодательство и т.д..

В этой курсовой работе мы подробнее познакомимся с формами

государственного регулирования экономики. Здесь рассмотрим инструменты

государственного регулирования экономики: государственное экономическое

прогнозирование, государственное экономическое программирование,

бюджетно(налоговую систему, денежно – кредитную политику; такую тему как

необходимость государственного регулирования экономики; объекты и цели

государственного регулирования экономики; экономические функции

государства.

1. Необходимость государственного

регулирования.

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику

было различным на разных этапах ее становления и развития. В период

формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда

экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании

безусловной необходимости государственного регулирования для развития в

стране торговли и промышленности.

С развитием рыночных отношений набравший силу класс

предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и

связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся

идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал

А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”,

нашли большое число поклонников.[7, 345]

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию,

в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли.

Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной

из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет

функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством.

А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок,

следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой

классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения

государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые

находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это,

прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и

услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование,

транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что государство

должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную

оплату гражданами этой продукции. [3, 102]

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,

относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует

на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или

побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль

государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки

зрения общественных перспектив. [19, 53]

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так

называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает

эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в

ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами.

Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В

этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного

выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка

антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы

справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки

зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной

незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что когда рыночное

распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными

социальными конфликтами.[8, 15]

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной

экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М.

Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “Кейнсианской революции” доказали

невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость

государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный

спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния,

способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи

Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый

инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство

развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во

многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих

стран.[25, 135]

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило

четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности

государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что

наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия

конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не

корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного

функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно,

регулирующее воздействие государства - везде где необходимо. Факторы

обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики

многообразны, но их можно сгруппировать на основании определённого

критерия, связанного с разрешением тех или иных экономических проблем.

[4, 234].

( смотрите приложение таблица 1 )

Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как

минимум, тремя причинами: [23, 34]

Во-первых, этого требует основная движущая сила рыночного механизма

конкуренция. Прямым следствием развития этой рыночной категории является

монополизирование экономики. В сою очередь, развитие монополий подрывает

конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении

макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного

производства. На определенном этапе развития капитализма монополистический

капитал начинает сращиваться с государственной системой управления с целью

реализации своих экономических интересов. Поэтому задача по пресечению

всесилия монополий перерастает в общенациональную и, даже,

общечеловеческую. Монополизации рынка должна быть противопоставлена

законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание

такой структуры производства, которая позволяла бы ему оставаться

конкурентоспособной. Расчеты показали, что одна компания не должна

производить более 40% того или иного вида продукции. Предусмотрены

ограничения на долю акций других компаний, которыми может владеть крупная

корпорация. Законодательство должно запрещать всякий сговор по

искусственному поддержанию цен, не соответствующему реальному соотношению

между спросом и предложением. [21, 75]

Другим аспектом антимонопольной политики государства и поддержания

рабоспособности рыночного механизма является правовая защита производителей

и потребителей. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности и

экономической самостоятельности. Собственник, не уверенный в

неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не

сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

Во-вторых. Всегда существовали такие виды производства, развитие

которых невозможно в рамках рыночного механизма. Это убыточные или

производства с длительным сроком окупаемости капитала, высокой степенью

риска, высокой степенью стандартизации, которые функционируют в интересах

всех членов общества. Без этих производств общество не может обойтись, а их

результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта:

фундаментальная наука, поддержание обороноспособности страны, охрана

правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования,

здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования

общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и

др.).

В-третьих. Есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей

рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе,

поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение

функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного

выбора и принципов рационального экономического поведения.

2(Инструменты государственного регулирования

экономики(

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с

экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для

реализации целей своей экономической политики использует различные формы и

методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования

экономики.

Государство использует методы прямого и косвенного воздействия на

экономику. Использование указанных методов предполагает применение

характерных для них приёмов, средств. Так, метод прямого воздействия

реализуется средствами административного и экономического влияния.

Конкретное выражение этих приёмов или средств регулирования представляет

собой их формы.

Особенностью административных средств регулирования экономики

является, то что они: [4, 238]

- не связаны с созданием дополнительных материальных стимулов для их

реализации;

- базируются на силе и авторитете государственной власти;

- включают меры запрета, разрешения и принуждения;

- предусматривают организацию управления предприятиями государственного

сектора экономики, государственной собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы

предполагают использование:[17, 25]

- государственного экономического прогнозирования;

- государственного экономического программирования;

- бюджетно – налоговой система;

- денежно – кредитной политика;

- валютной политики;

- таможенной политики;

Рассмотрим кратко основные инструменты и их роль в регулирования

экономически государством. В целом инструментарий государственного

регулирования экономики представлен в таблице 2 . ( смотрите приложение).

2(1(Государственное экономическое прогнозирование.

Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах

анализа реального положения дел в экономике(существующих потребностей и

возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов(на учете

тенденций развития науки(техники(интеллектуального потенциала(позволяет

получить достоверные знания о том( что может произойти в экономике в тех

или иных условиях(Исследование вариантов развития помогает осознанно

формировать экономическую политику(определять совокупность

рычагов(обеспечивающих ее эффективную реализацию(

Экономическая наука выработала ряд методологических требований

обеспечивающих эффективность прогнозов( [1, 89]

- поэтапность процесса прогнозирования : составление поискового

прогноза , разработка нормативного , или целевого , прогноза ,разработка

конкретных рекомендаций по использованию экономических регуляторов

хозяйственной деятельности ; корректировка нормативного прогноза с учетом

механизма регулирования ;

- составления сценария и вариантов прогноза ;

- сведение разного рода прогнозов в систему .

Формирование системы прогнозов складывается из прогнозов последствий

от разных ситуаций ; развития отраслей , видов производств , научно-

технического прогресса ; развития территорий ; экологических прогнозов ;

прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Прогнозные разработки начали осуществляться и в России .Например ,

в январе 1998 г. Правительство РФ приняло постановление «О разработке

прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1999 год

, параметров прогноза основных характеристик и структуры доходов и расходов

Федерального бюджета до 2001 года»

2.2. Государственное экономическое программирование.

Государственное экономическое программирование представляет собой

высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем,

что социально – экономические программы, базируясь на экономических

прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного

регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические

программы не только формулируют цели развития, но и определяю материальные,

финансовые средств реализации этих целей.

Его задача - комплексное

использование в глобальных целях всех элементов государственного

регулирования экономики. По мере усложнения задач стали формулировать

краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их

решения и органы, ответственные за исполнение этих решения, выделять

необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких

целевых программ обычно являются отрасли; регионы; социальная сфера;

различные направления научных исследований. Программы бывают обычные и

чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы

составляются как правило, на пять лет с ежегодным продлением на один год.

Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях

кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как

правило, средствами административного регулирования. Практически во всех

странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Это, к

примеру, приватизация новых земель Восточной Германии после присоединения к

ФРГ. Субъектами экономического программирования являются государственные

учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и

контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным

органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов

также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ

также широко привлекаются представители центрального банка, союзы

предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и

финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное

экономическое программирование является достаточно эффективным при решение

ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование

может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно -

стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством

решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы

обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства Государственного

регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности

регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное

финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ

оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность

отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и

вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на

государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние,

отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

В большинстве стран, где применяется экономическое программирование,

подобные программы носят рекомендательный, индекативный характер, но имеют

строгую целевую направленность.[16, 15]

Объектами целевых экономических программ являются отрасли, регионы,

социальная сфера и её элементы, направления научных исследований. Примером

среднесрочной целевой программы служит программа Правительства РФ

«Структурная перестройка и экономический рост в 1997 – 2000 годах».

2.3. Бюджетно – налоговая система.

Бюджетно – налоговая система – одна из существенных рычагов

реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы.

Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в

валовом внутреннем продукте (ВВП), создают реальные возможности влияния на

социально – экономические процессы.

Основным источником доходовой части бюджета являются налоговые

поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством

формирования структуры расходной части бюджета. Учитывая, что налоги

являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом

перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо

постоянное совершенствование налоговой системы, приведение её в

соответствие с задачами социально – экономического развития страны.[2, 93]

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации

существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести

перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура

доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы

наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного

хозяйства – увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка

налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве

страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования

доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для

государственного воздействия на экономику.[18, 46]

Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием

размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного

определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению

государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы

можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора

налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль,

государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы:

товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о

том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким

образом и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут

изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на

цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда

облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли

времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их

собственной выгоды.[26, 422]

Среди общих принципов налоговой системы можно выделить следующие:

[22,156]

. Налоговые поступления формируют необходимую финансовую базу для операций

государства в экономической сфере, а сама структура, объемы и методы

налоговых изъятий создают возможность целенаправленного воздействия со

стороны государства на темпы и пропорции накопления общественного

денежного и производительного капитала, позволяют ему под свой контроль

практический весь совокупный общественный спрос.

( В движении капитала на разных стадиях его кругооборота и в различных

сферах можно выделить пункты изъятия налогов и создать целостную систему

налогообложения..

( В рыночном хозяйстве выделяются такие основные группы налогов: [8, 17]

V налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на

прибыль и др.);

V налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от

капитала, в том числе на процент и др.);

V налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение

капитала, на покупку земли и т.д.);

V налоги с оборота (включая налог на добавленную стоимость);

налог с продаж и акцизный налог (являются «скрытыми» или косвенными

налогами, поскольку обычно перекладываются с продавцов и производителей

через более высокие цены на непосредственных потребителей).

2.4. Денежно – кредитная политика.

Денежно–кредитная политика - является важнейшим средством воздействия

государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком.

Денежно – кредитная политика государства должна быть направлена прежде

всего на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно

связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой

национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти

цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы,

борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания

финансовых условий выхода из кризиса.. [24, 97]

В процессе реализации денежно – кредитных способов регулирования

экономики тесно переплетаются прямые экономические и косвенные методы.

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

- целевое кредитование;

- установление кредитных «потолков»;

- прямой контроль за установлением уровня процентных ставок.

Меры , связанные с целевым кредитованием, выражаются в существовании

специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той

или иной отрасли по более льготным ставкам . Эти банки, как правило,

пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование

осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах.

Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как

ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать

чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной

деятельности.[11, 89]

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением

Центральным банком ставки рефинансирования ( нормы процента – платы за

кредит, выдаваемый Центральным банком коммерческим банкам ), с определением

нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в

Центральном банке.

Более широко используется косвенные методы денежно – кредитного

регулирования:

- регулирование минимальных резервных требований;

- осуществление дисконтной политики ( регулирование учётных

ставок по кредитам);

- купля – продажа иностранной валюты;

- регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

- изменение курса национальной валюты;

- эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

продажа – скупка государственных ценных бумаг.

Большинство современных экономистов рассматривают монетарную

(кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического

общества инструмент государственного регулирования национальной экономики,

не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению

хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.[14, 18]

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении

стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-

денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на

годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с

этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и

доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию

количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или

нормы процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является

центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на

денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег,

находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство

обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения

сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на

активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).[6, 27]

Инструментарий кредитно-денежной политики [27, 57]

В мировой экономической практике используются следующие инструменты

регулирования денежной массы в обращении:

операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных

бумаг; политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам

коммерческих банков у центрального банка;

изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным

инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом

рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных

бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную

систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно

совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений.

Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации

излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка

денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует

предложение денег на денежном рынке.

Политика учетной ставка (дисконтная политика). Учетная ставка - это

процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим

банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем центральный

банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь

тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные

трудности.

Учетную ставку устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает

для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит.

При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая

увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной

ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки,

имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся

очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению

денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики политика учетных ставок

занимает второе по значению место после политики центрального банка на

открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом

управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с

деятельностью центрального банка на открытом рынке. [9, 357]

Изменение нормы обязательных резервов банков. Механизм этого

инструмента кредитно-денежной политики таков:

если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это

приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного

предложения;

при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение

предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению

специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно

грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

3(Объекты и цели государственного регулирования

экономики.

Объекты государственного регулирования(первичные звенья сферы

производства и услуг( отрасли( регионы( социально-экономические процессы(

то есть то (на что направлено внимание государственных органов для

обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики(

Основными объектами(на которые направлено воздействие государства в

сфере экономики(являются([4, 236]

- процессы разгосударствления(приватизации(демонополизации(

- структура форм собственности(

- социальная( отраслевая( секторная( региональная и воспроизведённая

структура народного хозяйства;

- экономический цикл(процесс воспроизводства(

- государственный сектор экономики(

- условия и источники накопления капитала(

- денежное обращение(

- цены(антиинфляционные процессы(

- конкурентная среда(

- предпринимательство(

- инвестиции( НИОКР(

- социальная сфера(трудовые отношения(механизм защиты населения(

- занятость(кадры(

- платежный баланс(

- внешнеэкономическая деятельность страны(

- окружающая среда

Определяя объекты своего воздействия(государство формулирует и

цели(которые оно ставит перед собой( Множество объектов воздействия

обуславливает и множество целей(разнообразных по своему характеру(

Совокупность целей представляет собой определенную систему(

включающую основную(генеральную цель(а также конкретные цели(связанные с

реализацией того или иного экономического(социального процесса и

способствующие достижению главной цели( Взаимообусловленная совокупность

главной и конкретных целей получила название «дерево целей»(

Основной(главной целью государственного регулирования экономики

является обеспечение социально-экономической стабильности в обществе(

Непосредственным следствием этой главной цели выступает формирование

стартовых условий и потенциала экономического роста(а на этой

основе(повышение благосостояния народа( Данная цель более конкретно

трансформирует всеобщую главную цель(

«Дерево целей»([5, 36]

1)Обеспечение экономической стабильности(выравнивание долгосрочных

циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний(

- регулирование отраслевой и региональной структуры национальной

экономики(

- обеспечение экономического роста(

- поддержка устойчивости национальной валюты(

- обеспечение полной занятости(

- внешнеэкономическое равновесие(

2)Обеспечение рамочных условий функционирования народного

хозяйства(

- обеспечение территориальной целостности(

- обеспечение правовой основы функционирования экономики(

- поддержка внутреннего порядка(

3)Обеспечение социальной стабильности(

- социальная обеспеченность различных слоев населения(

- предоставление социальных услуг(

- обеспеченность населения общественными благами(

4)Координация хозяйственной деятельности(

- обеспечение информацией о конъюнктуре рынка( перспективах развития

народного хозяйства(

- разработка мотивационного механизма(системы поощрения и санкций(

5)Поддержка конкурентной среды(

- создание экономических( правовых условий( правил системы

конкурентных отношений( защита конкурентной среды(

- борьба против недобросовестной конкуренции(

- борьба с монополизмом(

- разработка стратегических и тактических мер развития пред-

принимательской активности(финансовых(налоговых(таможенных и др()(

- поддержка мелкого среднего предпринимательства(

6)Управление государственным сектором в экономике(

- управление государственными предприятиями(

- управление государственной собственностью(разведанными полезными

ископаемыми( государственными ценными бумагами( пакетными

акциями(государственными кредитными средствами). [20, 60].

4. Экономические функции государства.

Конкретные для каждой страны условия, вызывающие необходимость

государственного вмешательства в экономику, а также его цели определяют и

формируют содержание. Есть общие для всех стран факторы, которые

исторически определяют экономические функции государства. К таким факторам

относятся:

1. тип экономической системы;

2. цели развития экономически данной системы;

3. экономический потенциал и система отношений собственности;

4. степень развития рыночных отношений;

5. характер межнациональных отношений и уровень развития регионов;

6 место данного государства в мировом хозяйстве и международном

разделении труда

К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего,

следующие:

создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;

антимонопольное регулирование;

проведение политики макроэкономической стабилизации;

воздействие на размещение ресурсов;

деятельность в сфере распределения доходов;

деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.

Такая классификация достаточно условна, так как в реальной практике

все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе. Рассмотрим эти функции

государства:

Создание и регулирование правовой основы

функционирования экономики

Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание

законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль

за их исполнением. Создание законодательной базы - это установление правил

поведения экономических агентов, юридических принципов экономического

общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические

агенты - производители, потребители и само государство. В числе этих правил

можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной

собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности,

условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и

государством. Правовые нормы распространяются на проблемы качества

продукции и безопасность труда, вопросы взаимоотношений профсоюзов и

администрации и др.[8, 15]

Антимонопольное регулирование.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство представляет

собой пакет законов, который выступает как средство поддержания

государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство

установления официальных “правил игры” на рынке. Конкретный характер и

содержание антимонопольного законодательства в разных странах имеют свои

особенности, однако можно выделить общие для всех стран основы этого

законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами,

занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита

интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и

мелкого бизнеса.

Современное антимонопольное законодательство имеет два

принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями

компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает

соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях

установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда

фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из

отрасли конкурентов.

Макроэкономическая стабилизация

Другое не менее важное направление деятельности государства в

условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно

определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение

экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на

основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким

уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Главные инструменты в решении

этой задачи - фискальная и денежная политика.[10, 121]

Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации

необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для

стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или

соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем,

чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше

всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные

действия правительства, приходится судить по последствиям.

Размещение ресурсов.

Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного

воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным

достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно

распределять ресурсы. Перераспределение ресурсов может касаться

промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном

случае используются определенные разновидности государственного

воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии,

непосредственное государственное регулирование и т.д.

Перераспределение доходов

Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением

доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм,

приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств,

находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на

себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов,

принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному

страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством

финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования

вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд

сельскохозяйственных продуктов и т.д.[12, 25]

Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений

Традиционным объектом государственной собственности является

национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не

приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто

находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь,

энергетика, часть военной промышленности.

. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые

для функционирования рыночной экономики.

Значительный вес в государственной собственности составляют

смешанные корпорации, где государственное участие в капитале может и не

быть подавляющим (составлять менее 50%), однако оно обеспечивает

общественный контроль за деятельностью компании.

Источником формирования государственной собственности выступают

национализация и собственно государственное предпринимательство т.е.

строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти

остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на

коммерческих началах.

Заключение.

Выше были рассмотрены основные инструменты: государственное

экономическое прогнозирование, государственное экономическое

программирование, бюджетно – налоговая система, денежно – кредитная

политика, объекты и цели государственного регулирования экономики.

Государственное вмешательство в экономику является объективно

необходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это

экономика или командно-распределительная. Минимально необходимые границы

регулирования реального рынка определяются организацией денежного

обращения, производством общественных товаров и устранения внешних

эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в

экономику определяются перераспределением доходов, обеспечением некоторого

уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, развитием

фундаментальных исследований, проведением региональной политики,

реализацией национальных интересов в мировой экономике.

Государство выполняет свои функции, применяя экономические и

административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны.

Существуют области, где применение административных методов эффективно и не

противоречит рыночному механизму..

Для сегодняшней России, в период перехода к рынку, особенно важно

государственное регулирование. После десятилетий тотального диктата

государства в экономике, высказываются мнения о полном отказе от

государственного вмешательства в экономику. Видимо, истина, как всегда, где-

то посередине. Именно поэтому для России важен мировой опыт

государственного регулирования экономики, который и нужно изучать. Таким

образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для

экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя

регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и

методов воздействия на экономику таких как бюджет, налоги, кредитно-

денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Многие экономисты признают, что государственное регулирование

экономики – это целенаправленный, координирующий процесс управленческого

воздействия правительства на отдельные сегменты внутреннего и внешних

рынков посредством микро- и макроэкономических регуляторов в целях

достижения равновесного роста общей экономической системы.

Приложение.

Таблица 1.

Факторы( обуславливающие необходимость государственного регулирования

экономики([4, 234]

|Группа факторов | Содержание факторов |

|1(Факторы(связанные с разрешением |1(Ограничение стихийности ры- |

|проблем рыночного сектора экономики( |ночных процессов. |

|сглаживанием отрицательных эффектов |2(Обеспечение эффективного сово- |

|рыночного механизма. |купного спроса(рыночной конъюк- |

| |туры. |

| |3(Обеспечение производства обще- |

| |ственных потребностей и нужд. |

| |4(Поддержка конкурентности ( |

| |открытости рынка. |

| |5(Усиление конкурентности на |

| |мировом рынке. |

|2(Факторы(обеспечивающие |1(Создание общих условий разви- |

|экономическую стабильность( |тия экономики(обеспечение эконо- |

|процесс расширенного воспроизводства.|мической эффективности функцио- |

| |нирования совокупного капитала( |

| |необходимость определения «пра- |

| |вил игры» хозяйствующих объектов |

| |2(Обеспечение антициклического |

| |развития экономики. |

| |3(Стимулирование долгосрочного |

| |экономического роста( деловой |

| |активности. |

| |4(Формирование оптимальной |

| |структуры народного хозяйства. |

| |5(Поддержка макроэкономического |

| |равновесия. |

| |6(Обеспечение эффективного уп- |

| |равления государственным сектором |

| |экономики. |

| |7(Потребность в государственных |

| |инвестициях малорентабельных с |

| |точки зрения частного капитала. |

| |8(Регулирование денежного обращения. |

| |9(Содействие развитию науки( |

| |научно-технического прогресса. |

|3(Факторы(связанные с реше- |1(Обеспечение рационального пере- |

|нием социальных проблем. |распределения доходов. |

| |2(Обеспечение экономической основы |

| |социальной стабильности, |

| |социальной напряженности. |

| |3(Обеспечение полной занятости |

| |населения. |

| |4(Формирование условий расширенного |

| |воспроизводства рабочей силы( |

| |проявление |

| |интеллектуальных способностей человека |

| |(развитие |

| |здравоохранения(образования(пере- |

| |подготовка кадров и т.д.) |

Таблица 2

Инструменты государственного регулирования экономики

ФОРМЫ И МЕТОДЫ. [4, 244]

|ПРЯМЫЕ |КОСВЕННЫЕ |

|АДМИНИСТРАТИВНЫЕ |ЭКОНОМИЧЕСКИЕ |

|--Принятие законодательных |--Индикотивное планирование |

|актов( |--Целевое програмирование |

|нормативных |--Регулирование налоговой системы |

|документов(положений |--Кредитно-денежные инструменты( |

|--Управление государственной |-регулирование денежной массы |

|собсвен- |-антиинфляционные меры |

|ностью(в том числе( |-регулирование процентной ставки |

|-управление предприятиями |по операциям ЦБ |

|государтвен- |-рефинансирование комерческих банков |

|ного сектора |-регулирование нормативов обязательных резервов|

|-организация производства и |комерческих банков |

|труда |-операции на рынке ценных бумаг |

|-госзаказ | |

|-государственные инвестиции | |

|-государственные кредиты | |

|-субсидии | |

|--Лицензирование и | |

|квотирование | |

|--Применение санкций | |

|--Охрана окружающей среды | |

|--Формирование и |--Валютные рычаги( |

|использование |-стабилизация национальной валюты |

|бюджета |-операции на открытом валютном рынке |

|--Формирование налоговой |-девальвация(ревальвация национальной валюты |

|политики |-привлечение иностранного капитала |

|--Формирование |-создание совместных предприятий |

|амортизационной |--Социальная политика( |

|политики |-социальные программы |

|--Определение нормы |-обеспечение занятости населения |

|банковского |-социальная защита населения |

|резерва |-регулирование доходов |

|--Установление минимальной |-контроль за динамикой цен и зарплаты |

|зарплаты |-налоги |

|--Регулирование цен на |-трансфертные платежи |

|некоторые виды |-деятельность в сфере |

|товаров и услуг |образования(здравоохранения(культуры |

|--Антимонопольная |--Внешнеэкономические формы воздействия( |

|политика(защита |-регулирование внешнеэкономической деятельности|

|конкуренции | |

| |-таможенные тарифы |

| |-валютное регулирование |

| |-налоги |

| |-субсидии |

-

Список литературы

1. Албегова И(М(( Емцова Р(Г(( Холопов А(В( Государственная экономическая

политика(Глава 1(М(Дело и сервис(1998, стр. 89

2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/М. В. Романовский. 2-е

издание исправленное и переработанное. Москва. «Юрайт», 2000, стр. 93

3. Борисов Е.Ф. «Основы экономики» «Юрист» М : 1998, стр. 102

4. Государственное регулирование экономики : Учебник для вузов/Под общей

редакцией Кушлина В(И((Волгина Н(А(;-М:ОАО (НПО(Экономика((2000, стр. 232-

263.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие. – М.:

Дело, 2001, стр. 36

6. Гуськова М.Ф., Стерликов П.Ф., Стерликов Ф.Ф. «Экономика 100 вопросов»

«Владос» М : 1999, стр. 27

7. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник/ Архангельский

В. П., Будорина А. В. и др.; под общей редакцией В. И. Кушлина – 2-е изд,

доп. и перер. – М.: РАГС, 2003, стр. 345

8. Гутман Г. В. и др. Правовое государство, как атрибут рыночного хозяйства

и самоуправления/ Г. В. Гутман, Б. К. Коробков, А.И. Тяжов; МО РФ, КГТУ –

Кострома: КГТУ, 2002, стр 15

9. Государственное рыночной экономики: Учебник/ Рос. акад. гос. Службы при

президенте РФ; Под общей ред. В.И. Кушлина, Н. А. Волгина – М.:

Экономика,2000, стр. 357

10. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник – 2-е изд., доп. – М: Дело,

2002.Стр 121.

11. Курс экономической теории. 4-е изд./Под ред. М. Чепурина, Е. Киселёвой.

Гл. 16. Киров, 1999, стр.89.

12. Матлин А. М. Деньги и экономические решения. М., 2001, стр. 25

13. Об экономическом росте и разамерах государства/ В. Тамбовцев// Вопросы

экономики – 2003 – номер 6, стр. 119-121.

14.Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики:

Учебное пособие – М: Юристъ, 1999, стр18

15. Орешин В. П. Государственное регулирование национальной экономики(в

вопросах и ответах) : Учебное пособие – М.: ИНФРА – М, 2000. стр 37

16. Роль государства в экономике: американский опыт/ Супян В.// Проблемы

теории и практики управления. – 2002 – номер 4, стр 14-17

17. Размеры государства и экономический рост: Вопросы теории/ А.

Илларионов, Н. Пивоварова// Вопросы экономики – 2002 – номер 9, стр. 18-45

18. Рыночная экономика и самоуправляемое общество/ Кениг В., Коробов Б. К.,

Мейер А., Тяжов А.И.. – Постдам – Кострома: Постдамская ремесленная палата,

2002, стр. 46

19. Справочник "Социально-экономические проблемы России"

Ответственный редактор П.С. Филиппов, Редакторы Т.М. Бойко, А.В. Островский

© ФИПЭР Изд-во "Норма",Санкт-Петербург,1999, стр. 53

20. Управление государственной собственностью/ Под ред. В.И. Кошкина, В.М.

Шупыро. М: Инфра – М,1997, стр. 60

21. Финансовое право: Учебник/ответственный редактор Н. И. Химичева. 2-е

издание, переработанное и дополненное. Москва. «Юрист», 2000, стр. 75

22. Финансы. Кредит/ Под редакцией профессора РАЕН Л. А. Дробозиной

Издательство «Юнити», Москва, 2000, стр. 156

23. Шамхалов Ф. И. Государство и экономика: основы взаимодействия: Учебник

для вузов – М.: Экономика, 2000, стр. 34

24. Экономическая теория национальной экономики и мирового

хозяйства(Политическая экономика)(Гл(11(М((Финансовая академия при

Правительстве РФ(1997, стр. 97.

25. Экономическая теория: Учебник для вузов. Под редакцией А. И. Добрынина.

3-е издание, дополненное и исправленное «Питер», 1999, стр. 135

26. Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича, 3-е

изд. – СПб:тИзд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2002., стр. 422

27. Якобеон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и

политика: Учебник для экон. спец. вузов. – М.: ГУВШЕ, 2002, стр 57



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»