рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Защита прав детей

рефераты

Защита прав детей

2

План

·

Введение

· Проблемы периодизации детского развития

· Права несовершеннолетних детей

· Дети улиц

· Разрешение проблемы беспризорности

· Право детей на здравоохранение

· Право детей на образование

· Право на физическое воспитание

· Положение детей в Республике Татарстан и нарушения их прав

· Защита прав несовершеннолетних

· Как осуществляется защита прав ребенка?

· Заключение

· Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого.

В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.

Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится.

Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых. Однако и взрослые не могут существовать без мира детства.

Детство-это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта.

Человек выращивает Человека. Отсюда следует обязанность (а не право) родителей задать человеческую программу развития: научить развитым в социуме словесным способам общения (писать, читать, слушать, мыслить на различных языках), обучить жизнедеятельности в социальной среде (пользование техникой и освоение технологий), демонстрировать человеческие алгоритмы адаптации (ум и мудрость) и создать возможность реализации личной индивидуальности.

К сожалению, правовая культура детей и их родителей низкая. Сложная экономическая ситуация обязывает государство обратить особое внимание на проблемы детей. Оно должно способствовать интеллектуальному и культурному развитию личности, но все родители без исключения реализуют свое право установить тип семейных отношений (а значит тип среды обитания будущего ребенка), решить, когда быть ребенку, как с ним обращаться и какую жизнь ему жить.

Проблемы периодизации детского развития

           Процесс развития ребёнка прежде всего нужно рассматривать как процесс стадиальный.

          Определённый возраст в жизни ребёнка или соответствующий период развития - это относительно замкнутый период.

Характеристика показателей периода:

Определенная социальная ситуация, в которую вступает ребенок со взрослыми в данный период.

Основной или ведущий тип деятельности.

Основные психические новообразования

Классифицируются по двум типам:

Моносимптомотическое выделение периодов (по одному признаку). Блонский: «Энергетический баланс» (беззубое, молочнозубное и постоянно зубное детство).

Полисимптоматическая классификация: типична для описания этапа детской психологии.

Выделяют два типа развития ребёнка:

Стабильные периоды. Текут очень медленно с незаметными изменениями.

Критические периоды - стремительное изменение в психике ребёнка.

Признак критического периода - нарастание трудностей общения взрослого с ребёнком, которые являются симптомом того, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним.

Периодизация детства:

· Кризис новорожденности

· Младенчество (1-й год жизни)

· Кризис первого года

· Кризис детства

· Кризис 3-х лет

· дошкольное детство

· Кризис 7-ми лет

· Младший школьный возраст

· Кризис 11-12 лет

· Подростковое детство

Права несовершеннолетних детей

По мере того как ребенок растет, он вступает в разнообразные отношения с окружающими его людьми - взрослыми и детьми, - которые, в свою очередь, входят в различные социальные группы. В ходе своего развития - для того, чтобы сформироваться как личность, - ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает.

Пространство, с которым ребенок сталкивается с момента своего рождения, в большинстве случаев, - это семья. Первые отношения, в которые вступает ребенок, - это его отношения с родителями - матерью и отцом, а также с братьями и сестрами. Для ребенка - это база, центр, фундамент всех других социальных связей, которые ему предстоит установить и создать.

С момента рождения ребенок взят под охрану государства и обладает следующими правами:

· Жить и воспитываться в семье

· Общаться с родителями и другими родственниками

· Защищать свои права

· Выражать своё мнение

· Право на имя, отчество и фамилию

· Изменение фамилии и имени

· Право на имущество

· Право на медицинское обслуживание

· Право на образование и другие.

В современном обществе эти права часто нарушаются, как и родителями, так и государством.

Дети улиц

Советское общество было удивлено, когда в 80-е годы выяснилось, что в стране существуют бездомные.

Теперь их сотни тысяч. Бездомных видят на всех вокзалах, в метро, в поездах.

Я хочу заострить внимание на отношении милиции к бездомным. Очень часто они сталкиваемся с тем, что сотрудники милиции жестоко избивают бездомных, не жалея ни кого. Их бьют не за конкретные правонарушения, а только за то, что они бездомные, от них плохо пахнет, и стражам законности неприятно смотреть на этих людей.

Обозленные таким жестоким и несправедливым отношением властей, дети нередко перестают уважать нормы общественной морали и законы страны.

Проблема бездомных детей состоит в том, что многие люди, выросшие при социалистическом строе, просто не имеют представления о том, как жить при рыночной экономике, особенно в период, когда новая экономика всё ещё тормозится ростом цен, низким уровнем заработной платы, высокими налогами, и, что ещё хуже, безжалостным государственным бюрократическим аппаратом, который просто подавляет всё новое и допускает развал в стране. Такая жестокая жизнь побуждает многих молодых мам оставлять своих детей в родильных домах, которые с первого дня рождения начинают бороться за «жизнь под солнцем». Правительство России стало уделять более пристальное внимание к проблеме бездомных детей, так, президентом Путиным в различных обращениях были даны замечания по данной проблеме.

Последние 10 лет не только обострили экономическую нестабильность в России, но и породили многие социальные недуги, которые давно уже считались канувшими в Лету. По пятам за обнищанием основной массы населения шел резкий рост преступности, в том числе детской, наркомании, самоубийств. Кто бы мог представить, что в начале ХХI века в российском обществе снова заговорят о беспризорных детях! Их сегодня насчитывается, по различным данным, от 500 тысяч до 2,8 миллиона. По статистике ООН, ежегодно от 20 до 30 процентов убийств совершается в семьях с детьми. Около 2 тысяч детей заканчивают жизнь

самоубийством, каждый год более 50 тысяч детей и подростков уходят на улицу из неблагополучных семей. Растет число детей, бросающих школу, не умеющих даже читать и писать! Растет малолетняя преступность. Детьми и подростками было совершено свыше 208 тысяч преступлений. 80 процентов детей, совершивших преступление, совершают его снова. Еще 30 мая 2001 года Совет Безопасности признал, что детская беспризорность и безнадзорность несут угрозу национальной безопасности страны и общественной стабильности.

Как ни странно, но большинство маленьких бродяжек имеют родителей - и мать, и отца. Обычно это пьяницы и алкоголики, против которых возбуждаются дела о лишении родительских прав. А как иначе? Мама с папой не только не занимаются воспитанием ребенка, они его просто не замечают. Бывает пребывание дома представляет прямую угрозу жизни и здоровью детей. На квартирах постоянно устраиваются пьянки (а то и притоны). Мало того, что дети видят весь этот разврат, но нередко и сами становятся его участниками. В детстве, как известно, формируется представление об образе жизни. Оно складывается постепенно, но зато с годами становится настолько устойчивым, что переделать, изменить его практически невозможно. Предположим, ребенка дома жестоко бьют. Он убегает из дома и таким образом спасается от очередных побоев. Подсознание сразу же это отличает: это хорошо. Или, родители все пропивают и в доме нет даже корки хлеба, а на улице можно стащить или выклянчить еду. Детское подсознание опять фиксирует положительную эмоцию.

То же происходит в школе. Ребенок отстал, не усваивает материал, над ним смеются - это больно ранит. Зато в своей среде, в подвале, на чердаке, он король, пользуется авторитетом. Словом, судьбы маленьких беглецов - это истории о том как дети не смогли справиться со стоящими перед ними жизненными проблемами и нашли так сказать, обходные пути. В любом случае изначально вина лежит на родителях, ведь это они либо не желали помочь сыну или дочке преодолеть возникшие трудности, либо своим поведением сами создали невыносимые для ребенка условия. Большая часть детей. Попадающих в приюты с улицы, больные. Задержка

психического развития, олигофрения различной степени - обычные диагнозы. Практически все без исключения педагогически запущены, у них ограничен словарный запас, потому что с ними никто не занимался. Среди двенадцати - тринадцати летних нередко встречаются токсикоманы, наркоманы.

Эти дети знают о жизни больше, чем иные взрослые. Слишком многое им пришлось пережить и испытать. Вот привезли одну девочку а она оказалась беременной. А ей всего двенадцать лет. И это не исключение.

Каждому ребенку, хлебнувшему самостоятельности, требуется помощь. Одним нужен врач, другим психолог, а третьим просто хорошее отношение. Главная задача - создать у мальчиков и девочек верное представление о жизни. Но к этой проблеме надо подходить дифференцировано, по возрасту. До двенадцати - тринадцати лет на детское сознание еще можно влиять, а вот старших, как показывает практика изменить уже практически невозможно.

Хотя, как ни странно исследование показало, что эти дети и подростки не посещают школу как правило вовлечены в самые тяжелые формы труда и попрошайничества, подвергаются эксплуатации и насилию пополняют ряды маргинальных и криминальных слоев населения, что приводит к росту детской преступности, наркомании, распространению инфекционных заболеваний, включая ВИЧ/СПИД. В стране, где большинство населения составляют люди в возрасте до 40 лет при ежегодном сокращении естественного прироста населения, проблема беспризорных и бездомных детей требует мобилизации усилий для решения чрезвычайных случаев, а также выработки комплексной государственной политики, нацеленной на защиту института семьи, охрану материнства и детства.

Сегодняшняя молодежь, получив образование и накопив свой жизненный опыт, станет активной созидающей силой в завтрашнем обществе и сама уже будет передавать свою мудрость следующим поколениям.

Сегодня и официальные лица, и ученые, и общественность сходятся на том, что корень проблемы беспризорных детей - в бедности. И пока не решить этой главной проблемы, тысячи детей останутся на улицах.

Разрешение проблемы беспризорности

Для решения обозначенной проблемы представляется целесообразным сделать следующее:

1. Совершенствовать государственную политику в отношении семьи, т. к. именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях - государственном, местном - является главным условием профилактики социального сиротства. Необходимо развивать систему комплексной помощи молодым семьям (кредитование, информационная, консультативная и проч.).

2. Скоординировать действия всех заинтересованных российских ведомств по борьбе с причинами детской беспризорности, в частности Министерству образования организовать социальный патронат «семей риска». Бороться следует с причинами появления этой категории детей.

3. СМИ организовать регулярное освещение данной проблемы в периодических изданиях, на телевидении и радио, формируя соответствующее общественное мнение.

4. Привлечь к обсуждению проблемы гражданских активистов, общественные организации, деятелей культуры и религии.

5. Разработать новый механизм родительской ответственности за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, возможно введение уголовной ответственности в виде обязательных работ.

6. Проанализировать и обобщить положительный опыт регионов по профилактике детской беспризорности и безнадзорности и направить соответствующие рекомендации в регионы с неблагополучной ситуацией.

7. Улучшить систему досуга несовершеннолетних, увеличить количество оздоровительных учреждений для детей.

8.

Организовать трудовые и военно-патриотические лагеря для неблагополучных подростков, развивать систему детских общественных организаций типа скаутского движения и ДИМСИ (детские и молодежные социальные инициативы).

9. Развивать сеть реабилитационных учреждений для несовершеннолетних.

10. Искать и апробировать новые формы работы в плане профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних.

11. Совершенствовать законодательную базу по данной проблеме во избежание отставания ее от реалий жизни.

Право детей на здравоохранение

Согласно 41 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Дети граждане России, соответственно они имеют право на бесплатное медицинское обслуживание.

Перечень видов бесплатной медицинской помощи детям:

1) скорая медицинская помощь, при: - состояниях, угрожающих жизни или здоровью детей, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями;

2) амбулаторно-поликлиническая помощь, включая проведение мероприятии по профилактике, диагностике и лечению заболеваний как в поликлинике, так и на дому:
- первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная;
- консультации, диагностика и лечение у специалистов, стоматологическая помощь;
- консультации, диагностика и лечение у специалистов детей в возрасте до 18 лет в центрах и кабинетах планирования семьи и репродукции человека;
-прививки (согласно национальному календарю прививок и по эпидемиологическим показаниям);
- профилактические осмотры детей в возрасте до 18 лет;
- целевые медицинские осмотры;
- диспансерное наблюдение здоровых детей, занимающихся физической культурой и спортом;

3) стационарная помощь при:
- острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний, травмах,

ожогах и отравлениях, требующих госпитального режима, интенсивной терапии и круглосуточного наблюдения;
- инфекционных заболеваниях, требующих госпитализации и изоляции по эпидемиологическим показаниям;
- плановой госпитализации и реабилитации при заболеваниях, требующих круглосуточного наблюдения и лечения в условиях стационара (в т.ч. в детских и специализированных санаториях);

4) помещение в дневные стационары при проведении профилактических, диагностических, лечебных мероприятий больным, не требующим госпитального режима и круглосуточного врачебного наблюдения в стационаре и интенсивной терапии;

Перечисленные виды медицинской помощи оказываются специалистами профильных отделений (коек) по группам заболеваний и состояний:
- ВИЧ-инфицированные, больные СПИДом при наличии другой патологи получают медицинскую помощь в любом профильном отделении;
- проведение реабилитационного и восстановительного лечения детей и подростков до 18 лет осуществляется в любом профильном отделении на койках восстановительного лечения.

Право детей на образование

Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребенку. И все-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

Образование - это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества.

Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребенку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребенка, готовность ребенка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

Права учащихся:

· Права и обязанности учащихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

· Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

· Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

· Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

· Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

· Привлечение учащихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

· Принуждение учащихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.

· Учащиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

·

Учащиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Право на физическое воспитание

Физическое воспитание и укрепление здоровья тесно связаны между собой. Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, на овладение жизненно важными двигательными навыками и умениями, на достижение высокой работоспособностей. Оно имеет важное значение в подготовке ребенка к труду, жизни.

Кроме физических качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость), у детей развиваются при этом ценные психические качества (настойчивость, воля, целеустремленность, решительность, самообладание). Средствами физического воспитания являются разнообразные физические упражнения, подвижные игры и спорт. Ими занимаются в спортивных и туристических секциях, детских и юношеских спортивных школах.

Но так как государство не в достаточном количестве выделяет средства на укрепление физического воспитания, то ребенок остается лишенным этих благ. Спортивные школы закрываются, не хватает тренеров, если даже они работают - низкая заработная плата и они работают на голом энтузиазме.

Дети опять оказываются на улице. А улица учит всему: драться, курить, нецензурно выражаться, употреблять алкоголь, токсические и наркотические вещества. А на это на все нужны средства. Отсюда растет преступность.

Пропагандировать здоровый образ жизни и распространение передового опыта в области физической культуры, спорта, внедрение в практику научно обоснованной системы физического воспитания населения государство должно постоянно проводить спортивные праздники с вовлечением всех учебных заведений населенных пунктов.

Положение детей в Республике Татарстан и нарушения их прав

Самыми неподготовленными к происходящим в стране реформам и поэтому самыми беззащитными оказались дети. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты их прав.

Одним из показателей системного кризиса, затронувшего все сферы жизни, стал фиксируемый в РТ рост числа детей, лишенных права жить и воспитываться в семье. Из года в год в республике растет число родителей, злостно уклоняющихся от воспитания детей, проявляющих по отношению к детям жестокость и насилие.

Ежегодно в республике выявляется более 2-х тысяч неблагополучных семей, свыше 2-х тысяч родителей привлекаются к ответственности за злостное уклонение от воспитания своих детей. Только в 2001 году было отобрано у родителей, лишенных и ограниченных в родительских правах, 948 детей.

На сегодняшний день в 15 детских домах и в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 1753 детей. В семьях граждан республики находятся под опекой (попечительством) 5658 детей. За последнее время размер пособия на подопечных детей увеличился почти в 2 раза - с 350 рублей до 673 рублей.

В РТ начали создаваться приемные семьи, отличающиеся от усыновления и опеки (попечительства) временным характером и договорным способом оформления. Кроме того, в республике сохранены и продолжают функционировать 3 детских дома семейного типа. В 2001 году 81 ребенок из детских домов и школ-интернатов был передан на воспитание в семьи.

Тем не менее проблемы социального сиротства и защиты прав несовершеннолетних остаются острыми в РТ по целому ряду причин.

В РТ не принята нормативно-правовая база, регулирующая деятельность органов опеки и попечительства и координирующая межведомственное взаимодействие по защите прав и интересов несовершеннолетних.

В связи с этим Татарстанское отделение 00Д "За права человека" считает необходимым разработать законопроект об организации деятельности органов опеки (попечительства) детей.

В РТ пока не получили должной поддержки такие формы устройства осиротевших детей, как приемные и патронажные семьи.

В городах и районах республики крайне неблагополучно обстоит дело с выделением жилья детям, лишившимся родительского попечения. Непринятие своевременных мер по обеспечению выпускников государственных образовательных учреждений отдельной жилой площадью (закрепление права на внеочередное получение жилья, предоставление целевых безвозмездных ссуд на приобретение жилья, создание специальных жилищных фондов для этой категории лиц) приводит к тому, что они вынуждены длительное время проживать в общежитиях и бродяжничать.

Большая часть детей в РТ сегодня находится вне сферы заботы государства. В республике растет детская безнадзорность и беспризорность, дети занимаются бродяжничеством и попрошайничеством, что влечет за собой увеличение числа правонарушений и преступлений.

Необходимо предусмотреть расходы на открытие в РТ сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также расходы на содержание несовершеннолетних в специальных учреждениях закрытого типа (спецшколах, спецучилищах).

В целях проведения активности работы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, дальнейшего совершенствования систем защиты их прав необходимо:

· принять Закон о комиссиях по делам о несовершеннолетних и защите их прав;

· предусмотреть в законодательном порядке стимулирование предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, выделяющих квоты рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних;

· в целях эффективного взаимодействия учебных заведений и органов внутренних дел по ранней профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, выявлению родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей, фактов жестокого обращения с детьми предусмотреть введение в учебных заведениях штатной единицы освобожденного педагога-воспитателя;

· предусмотреть разработку специальной программы по подготовке на базе профильных учебных заведений специалистов по работе с подростками с девиантным поведением;

· расширить сеть специализированных учреждений (приютов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и помощи со стороны государства;

·

в системе органов здравоохранения продолжить создание подростковых наркотических кабинетов и дополнительно ввести штатные единицы психиатров-наркологов.

Защита прав несовершеннолетних

· Ст. 56 Семейного Кодекса РФ говорит о том, что ребенок имеет право на защиту своих прав и право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей.

· Защита прав и законных интересов осуществляется родителями, а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом (в частности, когда органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия, родители лишены родительских прав, граждане, чья дееспособность ограничена вследствие злоупотребления алкоголем) органом Опеки и попечительства, прокурором, судом.

· При нарушении прав и законных интересов ребенка, при злоупотреблении родительскими правами, жестоком обращении ребенок вправе обратиться за их защитой в орган Опеки и попечительства при администрации района, а по достижении 14-ти лет в суд.

·

Должностные лица организации, иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни, здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, фактов жестокого обращения, обязаны сообщить в органы Опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган Опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

· Функции защиты прав несовершеннолетних (в частности и при выявлении фактов жестокого обращения с ребенком) возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.

· Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.

· Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда, либо ограничением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового.

· Жестокое обращение с детьми (в том числе физическое и психическое насилие над ними), покушение на их половую неприкосновенность является основанием (согласно статье 69 Семейного Кодекса РФ) для лишения родителей родительских прав.

Как осуществляется защита прав ребенка?

Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).
К первым относятся:
- Прокуратура,
- Органы внутренних дел.

Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:

- предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);

- предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);

- непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст.ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ);

- внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);

- опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом (ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»).


Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства: предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав, дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления, дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

В настоящее время в большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет как правило один специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д. Таким образом у органов опеки и попечительства нет возможности защищать права детей должным образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Основными элементами реформированного органа опеки и попечительства будут являться:

- расширение круга детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства;

- введение системы социального патроната над детьми (семьей), нуждающимися в государственной защите (К семье, в которой ребенок признан нуждающимся в государственной защите "прикрепляется" патронатный воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и реабилитации семьи.);

- составление Плана по защите ребенка - акта органа опеки и попечительства, в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами, участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка;

- распределение полномочий по опеке и попечительством между несколькими уполномоченными главой органа местного самоуправления службами (очевидно, что вышеуказанный объем полномочий не может осуществляться одним специалистом по охране детства);

- создание (перепрофилирование) учреждения, предоставляющего патронатное воспитание (учреждения для содержания, воспитания и подготовки ребенка, нуждающегося в государственной защите, к помещению в семью а также по поиску, отбору и обучению патронатных воспитателей, оказанию содействия в воспитании и проведении реабилитационной работы с детьми и т.д.);

- разграничение прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, т.е. распределение обязанностей по законному представительству интересов ребенка между уполномоченной службой (учреждением), кровными родителями (законными представителями ребенка) и патронатным воспитателем;



- контроль уполномоченной службы за состоянием развития ребенка, нуждающегося в государственной защите.

Возможность скорого внедрения и успешного применения описанной выше модели является сомнительной, так как она во многом списана с западных моделей, и эффективность ее работы в российских условиях не была специально исследована. Тем не менее положение, когда согласно федеральной норме, на 5 тысяч несовершеннолетних должен быть лишь один специалист по охране их прав является неприемлемым и должно быть исправлено.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по разному, в зависимости от конкретной ситуации. Важной предпосылкой защиты этими органами прав несовершеннолетнего является тесный контакт и взаимодействие с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями. К сожалению, основная часть законов, принятых до настоящего времени, направлена на прописывание роли ведомств и определение границ их деятельности. Это привело к усилению межведомственных барьеров и потенциировало борьбу ведомств за бюджетные средства, в то время как механизм взаимодействия ведомств и их ответственности за невыполнение возложенных на них функций по защите прав ребенка законодательно не прописан.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет (Центр социальной помощи семье и детям, Центр психолого-педагогической помощи населению, Центр экстренной психологической помощи по телефону, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Один из ранее неизвестных способов защиты прав ребенка - закрепленная в ст.56 СК РФ возможность самостоятельно защищать свои права в случае нарушения их родителями или лицами их заменяющими. В этих случаях ребенок может обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Однако реальных предпосылок для осуществления данного права пока не существует, так как действующее гражданско-процессуальное законодательство не определяет положение несовершеннолетнего участника гражданского процесса, утратившего родительское попечение.

Что касается жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в какие-либо иные органы, занимающиеся защитой прав детей, то несмотря на кажущуюся простоту этой процедуры, ребенок чаще всего не может ею воспользоваться, отчасти потому, что не знают своих прав, и не имеют доступа к независимым источникам правовой помощи. Кроме того, учитывая, что виновником насилия часто является директор или сотрудник детского дома или иное должностное лицо, дети не верят в возможность добиться справедливости.

Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры. Отсутствие законодательного регулирования этого вопроса на практике может привести к нежеланию должностных лиц фиксировать жалобы детей и предпринимать какие-либо действия для восстановления их прав.

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы Российской Федерации, и имеющей преюдициальное значение.

В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ. Конвенция о правах ребенка, механизмом реализации положений которой является Комитет-универсальна - единственными странами, не ратифицировавшими ее, являются США и Сомали. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией в законодательство по правам человека, является именно внедрение принципа трансформации ребенка из пассивного объекта "защиты" в активного субъекта.

По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей. Россия уже представила в Комитет два Доклада (1993, 1999 гг.) по итогам рассмотрения которых были вынесены соответствующие рекомендации, и должна представить следующий периодический Доклад в 2003 году.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

При этом в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также - права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение.

Дела такого рода против России также уже подаются.

Заключение

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

И тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня во многих странах детям в лицо смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт.

Сегодня одна из наиболее болезненных проблем во всем мире - это дети, лишенные семьи, оказавшиеся выброшенными на улицу в результате трудных жизненных обстоятельств. Уличные и работающие дети обычно живут в ужасных обстоятельствах и являются жертвами всех видов насилия. Многие из них страдают различными заболеваниями. Многие из них едва ли когда-нибудь ходили в школу или уже не ходят больше в школу. Если эти дети переживут голод, проституцию, сексуальное насилие, болезни, социальное отчуждение, притеснение полиции, проблемы, связанные с нарушением закона, тюремное заключение, употребление дешевых разрушительных наркотиков, опасную и низкооплачиваемую работу, включая равносильные рабству домашние работы, они вырастут и превратятся в безграмотных взрослых.

Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

В заключение позвольте мне призвать всё наше общество к солидарности и действию.

Я глубоко убеждена, что моя работа будет способствовать укреплению уважения прав детей и улучшению их жизненных условий.

Список использованной литературы

·

Конституция Российской Федерации: Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). - М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2005.-40с.

· Семейный кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция.- М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2005.-64 с. (Серия «Кодексы и Законы»)

·

Коробова С.Р., Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов, - Издательство: Виктория-плюс, -2003, -91с.

· Защита прав ребенка в современной России,- Издательство: Институт государства и права РАН , -2004 г., - 196- с.

·

Кришнамурти, - Образование и смысл жизни,- М.: Издательство «София», 2003.- 192с.

· Чумаков Б.Н., - Основы здорового образа жизни., - М.: Издательство «Педагогическое общество России», 2004г.- 416с.

· Захаров А.И. - Психологические факторы формирования неврозов у детей., М.: Издательство - «Автореф. дис. Л.», 2002.

· Буянов М.И. - «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога»., 2003 г.

· Сергей Козин - Газета «Вечерняя Казань»- 2005г. № 56



рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»